Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 14 декабря 2025 г.

Сценарий занятия педагога-психолога в старшей группе ДОУ

 



Тема: «Новогодняя суета, или Где прячется спокойствие?»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа).
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, связанного с ожиданием праздника, и развитие навыков саморегуляции.
Задачи:

  1. Образовательные: Дать понятие «суета», помочь детям осознать свои эмоции в предпраздничный период.

  2. Развивающие: Развивать саморегуляцию, произвольное внимание, мышечную релаксацию, воображение.

  3. Воспитательные: Формировать навыки эмпатии, умение работать в паре, создавать позитивный настрой.

  4. Коррекционно-профилактические: Снижение тревожности, преодоление импульсивности, отработка техники глубокого дыхания.

Материалы и оборудование:

  • Мягкая игрушка-символ (Снеговик, Снежинка, Звезда).

  • Магнитная доска или фланелеграф.

  • Картинки с контрастными изображениями: «Суета» (завал подарками, бегущие люди, перегруженная ёлка) и «Спокойный праздник» (уютный вечер при свечах, спящий кот под ёлкой, красивый зимний пейзаж).

  • Аудиозапись спокойной инструментальной музыки («Зимняя сказка» Дебюсси, «Времена года. Декабрь» Чайковского) и бодрой новогодней песенки.

  • «Волшебная снежинка» (большая, вырезанная из голубого фетра или салфетки).

  • Колокольчик.

  • Бутылочка с блестками и глицерином («Бутылочка спокойствия» – можно сделать заранее).

  • Листы бумаги А4, восковые мелки или пастельные карандаши.


Ход занятия:

1. Вводная часть (ритуал начала, разминка) – 5 минут.

  • Организационный момент.
    Дети сидят в кругу на ковре. Звучит тихая, спокойная музыка.
    Психолог: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся необычно: нужно тихонько позвонить в колокольчик и улыбнуться соседу слева. Передаем колокольчик по кругу». (Дети выполняют. Колокольчик помогает переключить внимание и создать магическое настроение).

  • Эмоциональная разминка «Новогодние маски».
    Психолог: «Скоро Новый год! Это время чудес и… разных чувств. Давайте поиграем. Я буду называть ситуацию, а вы покажете, какое чувство вы при этом испытываете. Готовы?»

    • «Вы видите огромную, красивую ёлку!» (Радость, восторг – улыбка, хлопки).

    • «Вы ждёте Деда Мороза, а он всё не идёт…» (Нетерпение, лёгкая грусть – смотрим на часы, вздыхаем).

    • «Вам нужно сделать много дел: украсить комнату, помочь маме, выучить стишок…» (Озадаченность, небольшая растерянность – чешем затылок).

    • «Вы сломали новую игрушку». (Огорчение – опущенные плечи).

2. Основная часть – 15 минут.

  • Беседа «Что такое суета?».
    На доску вывешиваются картинки с изображением «суеты».
    Психолог: «Посмотрите на эти картинки. Как вам кажется, что здесь происходит? Какое настроение у людей? (Дети отвечают: торопятся, шумно, много дел). Правильно. Это состояние называют СУЕТА – когда все бегут, спешат, шумят, и от этого может стать беспокойно на душе. Даже перед самым красивым праздником может появиться эта новогодняя суета. А вы чувствовали ее? (Краткие ответы детей).

  • Упражнение «Найди спокойствие».
    Рядом вывешиваются картинки «Спокойного праздника».
    Психолог: «Но внутри каждой суеты можно найти островок спокойствия и волшебства. Давайте найдем их! Посмотрите на эти картинки. Что вы видите? Какие тут чувства? (Тишина, уют, красота, ожидание). Где бы вам хотелось оказаться? Почему?»

  • Практикум саморегуляции «Волшебная снежинка».
    Психолог достает большую фетровую снежинку.
    Психолог: «У меня есть волшебная снежинка. Она может замедлить время и подарить спокойствие. Лягте поудобнее на ковер (можно остаться сидеть) и закройте глаза».
    (Включается спокойная музыка).
    Психолог (тихим, медленным голосом): «Представьте, что за окном тихо-тихо падает снег. Одна пушистая снежинка опускается вам на ладошку… (Психолог мягко касается снежинкой ладошки каждого ребенка). Она такая холодная, легкая и красивая. Давайте вместе с ней подышим… Глубокий, медленный вдох через нос… Задержим дыхание… И очень плавный, длинный выдох через рот, как будто мы хотим сдуть снежинку, но так, чтобы она не улетела. Повторим еще 2-3 раза».
    Это упражнение на диафрагмальное дыхание с визуализацией.

  • Игра-релаксация «Бутылочка спокойствия».
    Психолог показывает бутылочку с блестками.
    Психолог: «А это – бутылочка спокойствия. Когда внутри нас происходит «метель» из чувств и мыслей, ее нужно успокоить. Посмотрите».
    (Он трясет бутылочку. Блестки кружатся).
    Психолог: «Вот так же кружатся мысли в голове, когда мы суетимся. А теперь давайте поставим бутылочку и будем наблюдать. Видите, блестки начинают медленно-медленно опускаться на дно. И наши мысли тоже успокаиваются, чувства становятся ясными и чистыми, как эти блестки. Давайте посидим и просто подышим, глядя на нашу бутылочку».

3. Творческая часть – 5-7 минут.

  • Арт-упражнение «Мой тихий новогодний уголок».
    Психолог: «А теперь давайте нарисуем место, где вам было бы спокойно и хорошо в новогодние праздники. Это может быть ваш уголок комнаты, окно с падающим снегом, воображаемая лесная поляна или даже планета. Рисуйте те цвета и формы, которые говорят об уюте и покое».
    Дети рисуют под продолжение спокойной музыки. Психолог мягко комментирует, поддерживает: «Я вижу, у тебя такие мягкие цвета…», «О, здесь так тихо и снежно…».

4. Завершающая часть (рефлексия, ритуал окончания) – 3-5 минут.

  • Психолог: «Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг. Какое у вас сейчас настроение? Было ли вам сегодня спокойно с нашей волшебной снежинкой? (Дети могут кратко ответить или показать «большим пальцем» — вверх/в сторону).

  • Игра «Передай добро».
    Психолог: «Сейчас мы передадим по кругу нашу снежинку. Тот, у кого она в руках, может сказать доброе пожелание себе или другу на Новый год. Например: «Желаю себе спокойствия» или «Желаю Маше радости». Я начну: «Я желаю всем вам волшебного и спокойного ожидания праздника!».

  • Ритуал прощания.
    Все вместе кладут ладошки одну на другую в центре круга («пирамидка») и говорят хором: «До новых встреч!».


Рекомендации педагогу-психологу:

  • Адаптация: Для гиперактивных детей можно добавить больше двигательных разминок в начале (например, «Собери снежки» — сминание бумаги). Для тревожных — больше тактильных контактов (передача снежинки, мягкое поглаживание спины во время релаксации).

  • Работа с сопротивлением: Если ребенок отказывается участвовать, не настаивайте. Предложите ему роль «хранителя колокольчика» или «наблюдателя за бутылочкой спокойствия».

  • Связь с воспитателями и родителями: После занятия можно вывесить в группе памятку для родителей «Как избежать новогодней суеты: 5 советов для спокойствия ребенка». Рекомендовать использовать технику «волшебной снежинки» (глубокое дыхание) дома, когда ребенок перевозбужден.

Ожидаемые результаты: Дети познакомятся с понятием «суета» и способами саморегуляции; снизится уровень психоэмоционального возбуждения; сформируется позитивный настрой на праздник без тревоги.

Сценарий психологического тренинга для педагогов "Новогодний переполох: Сохраняя себя, зажигая других"

  Сценарий психологического тренинга для педагогов "Новогодний переполох: Сохраняя себя, зажигая других" Целевая аудитория:  педаг...