Тема: «Новогодняя суета, или Где прячется спокойствие?»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа).
Продолжительность: 25-30 минут.
Цель: Снижение психоэмоционального напряжения, связанного с ожиданием праздника, и развитие навыков саморегуляции.
Задачи:
Образовательные: Дать понятие «суета», помочь детям осознать свои эмоции в предпраздничный период.
Развивающие: Развивать саморегуляцию, произвольное внимание, мышечную релаксацию, воображение.
Воспитательные: Формировать навыки эмпатии, умение работать в паре, создавать позитивный настрой.
Коррекционно-профилактические: Снижение тревожности, преодоление импульсивности, отработка техники глубокого дыхания.
Материалы и оборудование:
Мягкая игрушка-символ (Снеговик, Снежинка, Звезда).
Магнитная доска или фланелеграф.
Картинки с контрастными изображениями: «Суета» (завал подарками, бегущие люди, перегруженная ёлка) и «Спокойный праздник» (уютный вечер при свечах, спящий кот под ёлкой, красивый зимний пейзаж).
Аудиозапись спокойной инструментальной музыки («Зимняя сказка» Дебюсси, «Времена года. Декабрь» Чайковского) и бодрой новогодней песенки.
«Волшебная снежинка» (большая, вырезанная из голубого фетра или салфетки).
Колокольчик.
Бутылочка с блестками и глицерином («Бутылочка спокойствия» – можно сделать заранее).
Листы бумаги А4, восковые мелки или пастельные карандаши.
Ход занятия:
1. Вводная часть (ритуал начала, разминка) – 5 минут.
Организационный момент.
Дети сидят в кругу на ковре. Звучит тихая, спокойная музыка.
Психолог: «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся необычно: нужно тихонько позвонить в колокольчик и улыбнуться соседу слева. Передаем колокольчик по кругу». (Дети выполняют. Колокольчик помогает переключить внимание и создать магическое настроение).Эмоциональная разминка «Новогодние маски».
Психолог: «Скоро Новый год! Это время чудес и… разных чувств. Давайте поиграем. Я буду называть ситуацию, а вы покажете, какое чувство вы при этом испытываете. Готовы?»«Вы видите огромную, красивую ёлку!» (Радость, восторг – улыбка, хлопки).
«Вы ждёте Деда Мороза, а он всё не идёт…» (Нетерпение, лёгкая грусть – смотрим на часы, вздыхаем).
«Вам нужно сделать много дел: украсить комнату, помочь маме, выучить стишок…» (Озадаченность, небольшая растерянность – чешем затылок).
«Вы сломали новую игрушку». (Огорчение – опущенные плечи).
2. Основная часть – 15 минут.
Беседа «Что такое суета?».
На доску вывешиваются картинки с изображением «суеты».
Психолог: «Посмотрите на эти картинки. Как вам кажется, что здесь происходит? Какое настроение у людей? (Дети отвечают: торопятся, шумно, много дел). Правильно. Это состояние называют СУЕТА – когда все бегут, спешат, шумят, и от этого может стать беспокойно на душе. Даже перед самым красивым праздником может появиться эта новогодняя суета. А вы чувствовали ее? (Краткие ответы детей).Упражнение «Найди спокойствие».
Рядом вывешиваются картинки «Спокойного праздника».
Психолог: «Но внутри каждой суеты можно найти островок спокойствия и волшебства. Давайте найдем их! Посмотрите на эти картинки. Что вы видите? Какие тут чувства? (Тишина, уют, красота, ожидание). Где бы вам хотелось оказаться? Почему?»Практикум саморегуляции «Волшебная снежинка».
Психолог достает большую фетровую снежинку.
Психолог: «У меня есть волшебная снежинка. Она может замедлить время и подарить спокойствие. Лягте поудобнее на ковер (можно остаться сидеть) и закройте глаза».
(Включается спокойная музыка).
Психолог (тихим, медленным голосом): «Представьте, что за окном тихо-тихо падает снег. Одна пушистая снежинка опускается вам на ладошку… (Психолог мягко касается снежинкой ладошки каждого ребенка). Она такая холодная, легкая и красивая. Давайте вместе с ней подышим… Глубокий, медленный вдох через нос… Задержим дыхание… И очень плавный, длинный выдох через рот, как будто мы хотим сдуть снежинку, но так, чтобы она не улетела. Повторим еще 2-3 раза».
Это упражнение на диафрагмальное дыхание с визуализацией.Игра-релаксация «Бутылочка спокойствия».
Психолог показывает бутылочку с блестками.
Психолог: «А это – бутылочка спокойствия. Когда внутри нас происходит «метель» из чувств и мыслей, ее нужно успокоить. Посмотрите».
(Он трясет бутылочку. Блестки кружатся).
Психолог: «Вот так же кружатся мысли в голове, когда мы суетимся. А теперь давайте поставим бутылочку и будем наблюдать. Видите, блестки начинают медленно-медленно опускаться на дно. И наши мысли тоже успокаиваются, чувства становятся ясными и чистыми, как эти блестки. Давайте посидим и просто подышим, глядя на нашу бутылочку».
3. Творческая часть – 5-7 минут.
Арт-упражнение «Мой тихий новогодний уголок».
Психолог: «А теперь давайте нарисуем место, где вам было бы спокойно и хорошо в новогодние праздники. Это может быть ваш уголок комнаты, окно с падающим снегом, воображаемая лесная поляна или даже планета. Рисуйте те цвета и формы, которые говорят об уюте и покое».
Дети рисуют под продолжение спокойной музыки. Психолог мягко комментирует, поддерживает: «Я вижу, у тебя такие мягкие цвета…», «О, здесь так тихо и снежно…».
4. Завершающая часть (рефлексия, ритуал окончания) – 3-5 минут.
Психолог: «Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг. Какое у вас сейчас настроение? Было ли вам сегодня спокойно с нашей волшебной снежинкой? (Дети могут кратко ответить или показать «большим пальцем» — вверх/в сторону).
Игра «Передай добро».
Психолог: «Сейчас мы передадим по кругу нашу снежинку. Тот, у кого она в руках, может сказать доброе пожелание себе или другу на Новый год. Например: «Желаю себе спокойствия» или «Желаю Маше радости». Я начну: «Я желаю всем вам волшебного и спокойного ожидания праздника!».Ритуал прощания.
Все вместе кладут ладошки одну на другую в центре круга («пирамидка») и говорят хором: «До новых встреч!».
Рекомендации педагогу-психологу:
Адаптация: Для гиперактивных детей можно добавить больше двигательных разминок в начале (например, «Собери снежки» — сминание бумаги). Для тревожных — больше тактильных контактов (передача снежинки, мягкое поглаживание спины во время релаксации).
Работа с сопротивлением: Если ребенок отказывается участвовать, не настаивайте. Предложите ему роль «хранителя колокольчика» или «наблюдателя за бутылочкой спокойствия».
Связь с воспитателями и родителями: После занятия можно вывесить в группе памятку для родителей «Как избежать новогодней суеты: 5 советов для спокойствия ребенка». Рекомендовать использовать технику «волшебной снежинки» (глубокое дыхание) дома, когда ребенок перевозбужден.
Ожидаемые результаты: Дети познакомятся с понятием «суета» и способами саморегуляции; снизится уровень психоэмоционального возбуждения; сформируется позитивный настрой на праздник без тревоги.