13.02.2024 г.
Как правильно выбирать мультфильмы!
Родителям
рекомендуется проводить строгий отбор мультфильмов:
Постарайтесь, чтобы ваш малыш познакомился с этим видом развлечения, как можно позже: до 1, 5 — 2 лет вообще не стоит смотреть телевизор, в три годика хватит и 15 минут в день, в 4 года — не более 30 мин., старшие дошкольники должны смотреть мультфильмы не более 40-50 минут в день.
Подбирайте мультфильмы, которые
соответствуют возрасту ребенка. Если малышу еще нет трех лет — подойдут сказки,
главными героями которых являются разные животные. А вот в 4 года ребенок уже в
состоянии понимать мультипликационные фильмы с социальным сюжетом, например,
«Золушка», «Гуси-лебеди», «Кот в сапогах».
Выбирайте произведения в соответствии с
эстетическими представлениями и нравственными ценностями, которые вы хотите
сформировать у ребенка. Обратите внимание на старые отечественные мультики. Их
достоинства: понятный сюжет, качественное изображение и правильная литературная
речь.
Необходимо обязательно просматривать
содержание нового мультфильма. Найдите время посмотреть мультик с ребенком,
чтобы потом его вместе обсудить. Спросите малыша, какие события происходили в
фильме, как он думает и почему. Объясните ему все, что он не понял в
содержании. Сравнивайте разные мультфильмы, их сюжет и героев.
Признаки
опасных мультфильмов:
· Слишком яркие цвета
мультфильма. Кислотно
яркие цвета и динамичные сцены со вспышками на экране перенасыщают психику
детей. Если смотреть такие мультики вечером, то ребенок слишком перевозбудится,
и родителям будет сложно уложить его спать.
· Громкое звуковое
сопровождение. Резкие звуки, напряженная музыка
оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль,
повышают тревожность ребенка.
· Жаргонные, нецензурные
выражения. Даже,
на первый взгляд, в самых безобидных мультиках порой проскакивают такие
выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а
мультики показывают, что ругаться можно, в результате ребенок находится в
недоумении, авторитет родителей может пошатнуться.
· Присутствие сцен
агрессии и насилия. Следует избегать мультфильмов, где герои
проявляют повышенную агрессию по отношению друг к другу, постоянно дерутся,
наносят вред окружающим, а также демонстрации атрибутов смерти (орудия убийств,
кладбища, кровь, черепа). Ребенок после просмотра может проявить агрессию и
жестокость в реальной жизни.
· Плохое поведение
героев никак не наказывается, а иногда даже приветствуется. В мультике персонажи могут обижать,
грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких
детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны
хорошего поведения, снимаются социальные запреты. Также следует избегать
мультиков, в которых отсутствует четкая граница между добром и злом, где даже
положительные герои могут совершить плохие поступки ради своих интересов.
· Демонстрируется
опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш,
бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное
влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать
любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для
семьи.
· Присутствуют сцены
неуважения к людям, растениям и животным. Во многих современных мультиках есть насмешки,
глумление над слабыми, беспомощными героями, безобразное отношение к старости,
материнству. Если любимый герой невоспитан, задирист и груб, то циничное
непристойное поведение ребенка не заставит себя долго ждать.
·
Уродливые, несимпатичные персонажи. Для детей внешность героев очень важна, ведь они
идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров,
уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение.
· Трансляция нестандартных
примеров полоролевого поведения. Многие современные мультики показывают мужественных
женщин, которые проявляют волевые черты характера и демонстрируют силу, дерутся
и наоборот. Мужчины показаны слабыми, трусливыми, с женскими чертами. В
дошкольном возрасте происходит половая идентификация детей. Просмотр таких сцен
может оказывать негативное влияние на поведение ребенка.
· Отсутствуют монологи.
Психологи предупреждают: герои в мультиках не должны общаться исключительно
друг с другом. Главные герои обязательно должны произносить мысли вслух –
именно их монологи заставляют ребенка подключаться к событиям, мыслить вместе с
любимым медвежонком или зайчиком. Такие мультики стимулируют ребенка к принятию
правильных, а главное – самостоятельных решений.
Кризис 7-ми лет
Характеристика кризиса 7 лет. Признаки кризиса 7 лет у ребёнка.
Как вести себя родителям?
Около 6—7 лет начинается очередной
возрастной кризис. В
психологии он получил название «кризис 7 лет». Этот переходный период обычно протекает
почти незаметно для родителей, и описанная выше ситуация, к счастью,
встречается нечасто. Но тем не менее у каждого ребенка по-разному происходит
переосмысление происходящих событий и взросление. Те родители, чьи дети остро
переносят кризис 7 лет, отмечают появление у своего ребенка беспокойства,
нервозности, замкнутости, скрытности. С ним становится нелегко о чем-либо
договориться, иногда невозможно понять причины того или иного неблаговидного
поведения.
Что же такое кризис 7 лет? Это сложный период в жизни
малыша, когда меняются все его стереотипы и представления о мире,
сформировавшиеся ранее. У ребенка, который прежде вел себя наивно и
непосредственно, появляется осмысление своих поступков, их предварительное
обдумывание, внутреннее сосредоточение вместо привычной импульсивности и
стремление к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду
сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил,
регламентирующих деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не
повлиять на его поведение.
Признаки кризиса 7 лет у детей:
1. У ребенка меняется представление о себе, самооценка становится
более адекватной (у маленьких детей она немного завышена). Уже шестилетний
ребенок может критично отнестись к результатам своей работы, заметить свои
недостатки, огорчается неудачам и радуется победам. Но если взрослые
по-прежнему восторгаются всем, что делает малыш, в ответ у него может появиться
раздражительность, гнев или слезы.
2. Ребенок начинает задавать много вопросов из самых разных
областей знаний: о человеке, космосе, планетах, профессиях и так далее. Его
очень сердит, когда взрослые говорят: «Тебе рано это знать — ты еще маленький».
В этот период очень высока умственная активность ребенка.
3. Малыш стремится к самостоятельности и автономности. Важно,
чтобы у него была своя комната и круг обязанностей, которые кроме него никто не
делает. Дети очень гордятся тем, что сами могут вымыть посуду, выбросить мусор,
расплатиться с продавцом.
4. Ярче проявляются симпатии и антипатии по отношению к различным
людям, меняется представление о них.
5. Ребенок может начать делать что-либо демонстративно, протестуя
против привычных норм и правил. Перестать здороваться, говорить спасибо и
прочее.
Как правило, начало школьной жизни приводит к разрешению кризиса 7
лет, если ваш ребенок был психологически готов к поступлению в школу. Но
пассивно ждать этого времени не следует. Лучше еще до школы постараться
избавиться от негативных моментов кризиса.
Несколько рекомендаций по общению с ребенком в этот непростой период.
• Постарайтесь больше поддерживать и хвалить малыша за реальные
успехи и достижения, подчеркивая, что он уже многое может сделать сам. Порицать
следует не самого ребенка, а тот поступок, который он совершил («Меня очень
огорчило, что ты не дал сестренке сока» вместо оскорбительного: «Ты жадный и
противный мальчик!»).
• Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.
• Чаще прибегайте к чувству юмора и не теряйте оптимизма, кризис —
явление временное.
• Необходимо совместно обсуждать сделанные ошибки и пути их
исправления, причины и последствия тех или иных поступков.
• Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и
сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.
• Больше времени занимайтесь совместным творчеством, чтением и
другими делами.
• Не акцентируйте внимание на негативных проявлениях ребенка — и
ему станет неинтересно демонстрировать их вновь.
• Самое главное — старайтесь быть более внимательными к малышу,
проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите, что вы его любите и
скучаете, когда не вместе.
Релаксация.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я рада приветствовать Вас.
Хочу познакомить с удивительным методом оздоровления своей души и тела - релаксацией.
Релаксация (уменьшение напряжения) – это произвольное расслабление всех мышц в удобной позе и отвлечение от неприятных мыслей и эмоций, как сочетание физического и психического расслабления.
Этот метод является ключевой составляющей телесно-ориентированной терапии. Использование релаксации полезно в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Поскольку в эпоху компьютеризации и технологий мы и наши дети перестали понимать себя и других. Разучились воспринимать свой внутренний мир как составляющую часть душевного и физического здоровья. Окунаясь в мир фантазии и расслабления, наши дети познают себя и учатся жить в содружестве «тело-разум-чувства». Заниматься релаксацией очень легко. Нужно только помнить, что главной задачей является научить детей расслаблять мышцы тела и визуализировать себя от негативных чувств. Лучше всего, если сеансы релаксации станут для вас и ваших детей ежедневной привычкой.
Найти место для сеансов релаксации не должно составить проблем. Лучше всего - это уединенный домашний уголок. Тихая комната, удобное кресло, кровать. Начав изучать и осваивать приемы релаксации в удобном уединении, вы впоследствии с легкостью перенесете их в повседневную суету. Время сеансов релаксации всегда приходится соотносить с личным распорядком. Конечно, дома, в спокойной обстановке такие сеансы наиболее удобны. По времени каждый сеанс может длиться 10-20 минут. Примите удобную позу, сидя в кресле или лежа. Начните с расслабления мышц. Хорошие результаты дает и расслабляющее, приятное фантазирование. Закройте глаза и вообразите, что вы отправляетесь, в своей фантазии, в какое-нибудь место - знакомое и нравящееся вам или то, которое вы себе представляете. Некоторое время спустя, вернитесь в комнату. Такое переживание снимает напряжение, делает вас расслабленным и вновь способным к действию. Но релаксация совсем не означает, что вы должны непременно ложиться.
Напряжение покидает тело. Позвольте напряжению вылететь из вашего тела и разума. Оно сменяется спокойной мирной энергией. Позволяйте каждому вдоху приносить спокойствие и расслабление в организм. Такие упражнения займут не более 2-3-х минут, и их можно выполнять в любое свободное время, когда вы чувствуете усталость, беспокойство или раздражение.
Следует сказать несколько слов о некоторых вспомогательных средствах релаксации, можно назвать их "помощниками", для снятия напряжения. Лучшее из них - это музыка. При правильном, индивидуальном подборе и способе слушания, музыка - лучшее из психологических лекарств.
Музыка должна быть медленная, спокойная. Громкость должна быть оптимально-минимальной, не выше той, которая достаточна, чтобы можно было не напрягать слух.
Итак, мы рассмотрели лишь некоторые приемы сознательной помощи себе. Приемы эти кажутся вполне доступными, но помочь они могут только тому, кто пожелает и, главное, даст себе время ими овладеть.
Ниже мы приводим рекомендуемые тексты релаксации и музыкальные сопроводительные композиции.
Желаем успехов Вам и Вашим детям в познании своего внутреннего мира!
Тексты релаксации
«Солнышко»
Используем мелодию Р. Шумана «Утро»
Наступило утро, затем день. Солнышко светит все ярче и ярче. Вы улеглись на степную травку и слушаете тишину. Давайте подставим ладошки золотому солнышку и поймаем его теплый лучик, чувствуете, как он согрел ваши ладошки? А теперь почувствуйте, как солнечное тепло проникает в ваше сердце и согревает его… Представьте, как добрая сила солнца влияет на вас… Открыли глаза. А вы знаете? Ведь солнышко есть в каждом из нас – это наши улыбки, наше хорошее настроение. Это радость и тепло, которое мы дарим друг другу и всем окружающим. Так пусть наши солнечные улыбки своими лучиками согревают все вокруг. Улыбнитесь друг другу.
«Море»
Звучит этюд «Шум прибоя»
Закройте глаза и представьте себя на берегу моря. Вы лежите на теплом желтом песке и отдыхаете. Мимо проплывают большие корабли, парусники, легкие лодочки. Над волнами с криками летают белые чайки. Вы слушаете окружающие звуки: крики чаек, гудок парохода, шум прибоя и наслаждаются ими. Вы погружаетесь в них полностью, вы растворяетесь в них. Вам становится легко и спокойно, вы расслаблены, звучит легкая льющаяся мелодия, вслушайтесь. После окончания мелодии вы снова услышите шум набегающего прибоя и откроете глаза.
«Волшебный сон»
Звучит «Зеленая Тара» А. Манджиев
Дети находятся в позе покоя. Взрослый дает им следующую установку: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон» Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание, наступает «волшебный сон».
Реснички опускаются, глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем, мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают
Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают
Шея не напряжена и расслаблена..
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются, все чудесно расслабляются,
Дышится легко…ровно…глубоко…
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
«Путешествие в волшебный лес»
Звучит «Щебетанье птиц в природе»
Лягте удобнее на коврик, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе,
что вы в лесу, где много деревьев, различных кустарников и ароматных
цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Пахнет
влажная земля. Ветер доносит едва уловимый аромат цветов. Вы слышите
пение птиц, шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает напряжение и
волнение. Вам хорошо и спокойно. Сохраните это ощущение на весь день.
