Новогодние игры от педагога-психолога — это не просто развлечение, а инструмент для развития эмоционального интеллекта, сплочения коллектива, снятия напряжения и отработки важных социальных навыков в самый волшебный и эмоционально насыщенный период.
Вот подборка специальных игр для разных целей, которые легко внедрить в группу ДОУ.
Игры на сплочение и командное взаимодействие
1. «Снежный ком добрых слов»
Цель: Развитие эмпатии, создание позитивной атмосферы, повышение самооценки.
Ход: Дети встают в круг. Психолог держит мягкий снежок (из ваты или помпон). «Давайте слепим не простой, а волшебный снежный ком из добрых слов!». Он говорит соседу справа: «Саша, ты очень добрый!» и передает снежок. Саша должен сказать своему соседу: «Маша, ты очень веселая!» и так далее. Можно передавать ком по кругу, а можно кидать друг другу, предварительно назвав доброе качество или пожелание.
Психологический смысл: Учит видеть и озвучивать хорошее в других, создает ощущение принятия в группе.
2. «Ёлочка-красавица» (кооперативная игра)
Цель: Развитие навыков совместной деятельности, невербальной коммуникации.
Ход: Один ребенок («ёлочка») встает в центре. Остальные делятся на 2-3 команды — «украшения» (гирлянды, шары, звезда). Каждая команда по очереди невербально (жестами, мимикой) показывает, как они «украшают» ёлочку. Например, «гирлянды» плавно двигаются вокруг, «шары» принимают круглые позы и «повисают» на руках «ёлочки», «звезда» встает на стул сзади. Задача — сделать это слаженно и аккуратно, чтобы «ёлочке» было приятно.
Психологический смысл: Учит согласовывать действия, чувствовать партнера, действовать в общем ритме.
Игры на развитие эмоционального интеллекта и снятие напряжения
3. «Морозные узоры настроений»
Цель: Обучение распознаванию и выражению эмоций, расширение эмоционального словаря.
Ход: Психолог показывает «волшебные стеклышки» (прозрачные крышечки или кусочки оргстекла/пленки с наклеенными «узорами» из скотча). «Посмотрите, Мороз нарисовал на стекле не просто узор, а настроение! Это узор-радость (показывает стеклышко с лучистым узором), а это узор-обида (зигзагообразный узор)». Дети по очереди берут стеклышко, смотрят сквозь него на группу и называют эмоцию, которую оно символизирует. Можно предложить изобразить эту эмоцию на своем лице.
Психологический смысл: Символическое изображение эмоций помогает их осмыслить, игра служит диагностикой текущего эмоционального состояния детей.
4. «Танец Снежинок и Вьюги» (игра на саморегуляцию)
Цель: Научить детей переключаться с высокой активности на спокойствие, следовать правилам.
Ход: Звучит спокойная музыка. Все дети — «снежинки», плавно кружатся, двигаются медленно. Психолог включает бодрую, громкую музыку — включается «Вьюга» (это может быть сам психолог или выбранный ребенок). «Снежинки» начинают быстро метаться по комнате. Как только музыка резко останавливается, «Вьюга засыпает», а все «снежинки» должны замереть в красивой позе и сделать 3 глубоких тихих вдоха-выдоха, «опустившись на землю».
Психологический смысл: Тренировка произвольности, реакции на сигнал, снятие мышечного и эмоционального напряжения через контраст активности и покоя.
Игры на развитие коммуникации и доверия
5. «Слепим снеговика с завязанными глазами» (парная игра)
Цель: Развитие доверия, умения давать четкие инструкции и слушать.
Ход: Дети разбиваются на пары. Один — «скульптор», второй — «снег». «Скульптору» завязывают глаза. Из «снега» (ребенка) нужно «слепить снеговика»: придать ему характерную позу (руки в стороны, круглое напряжение в теле, голова чуть втянута). «Скульптор» делает это с помощью словесных инструкций и осторожных прикосновений: «Подними правую руку, теперь согни ее…». Потом игроки меняются ролями.
Психологический смысл: Учит ответственности за партнера, доверительному тактильному контакту, четкой коммуникации.
6. «Подарок по кругу»
Цель: Развитие невербальной коммуникации, воображения, тактильного восприятия.
Ход: Дети сидят в кругу. Психолог берет воображаемую коробку, «достает» из нее воображаемый подарок (например, пушистого котенка), мимикой и движениями показывает, какой он, и «передает» соседу. Тот должен «взять» его, понять, что это, по-своему это обыграть (погладить, удивиться) и «передать» следующему уже как свой подарок (котенок может превратиться в машинку или хрустальный шар). Важно передавать именно ощущение предмета.
Психологический смысл: Развитие эмпатии через «чтение» невербальных сигналов, снятие телесных зажимов.
Релаксационные и медитативные игры
7. «Волшебные огоньки на ёлке»
Цель: Релаксация, визуализация, обучение техникам мышечного расслабления.
Ход: Дети ложатся на ковер в позе «звездочки». Звучит тихая музыка. Психолог (спокойным голосом): «Представьте, что вы — новогодняя ёлочка. Ваши ручки — это веточки, ножки — крепкий ствол. Ваше тело спокойно и неподвижно. А теперь зажжем на нашей ёлочке волшебные огоньки. Мысленно отправьте маленький теплый светлый огонек в кончики пальцев на правой руке… почувствуйте там легкое тепло… Теперь огонек медленно поднимается по руке, согревая ее… (проговаривается все тело). Теперь все огоньки горят ровно, ваша ёлочка красивая и спокойная. Мы чувствуем умиротворение и радость».
Психологический смысл: Снижение тревожности, обучение осознанности тела, формирование позитивных образов.
8. «Шкатулка новогодних пожеланий»
Цель: Рефлексия, формирование позитивного взгляда в будущее, завершение цикла занятий.
Ход: В конце декабря психолог приносит красивую шкатулку. Каждому ребенку раздается маленький листочек-«снежинка». Дети могут нарисовать или психолог помогает подписать их одно главное пожелание себе на будущий год (не «игрушку», а качество: «научиться кататься на коньках», «быть смелее», «иметь больше друзей»). Листочки складываются и кладутся в шкатулку, которая запечатывается и «отправляется в Новый год». Можно «достать» ее в конце учебного года и порассуждать, что сбылось.
Психологический смысл: Целеполагание, символическое «отпускание» старого и «принятие» нового, развитие надежды.
Советы педагогу-психологу:
Язык: Используйте метафоры (суета как метель, спокойствие как тихий снег, доброта как солнышко).
Ритуалы: Начинайте и заканчивайте игры ритуальными фразами или действиями (зажечь воображающую свечу, позвонить в колокольчик).
Безоценочность: В этих играх нет победителей и проигравших. Важен процесс и чувства детей.
Диагностика: Наблюдайте за детьми в процессе игры — кто берет на себя лидерство, кто стесняется, как строят коммуникацию. Это ценная информация для дальнейшей работы.
Эти игры помогут сделать предновогодний период в ДОУ не только веселым, но и психологически безопасным, развивающим и гармоничным