Ø
Наказание
не должно вредить здоровью – ни
физическому, ни психическому. При любом наказании детей они не должны быть
лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Ø
При
любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо.
Ø
Если
есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких
наказаний «на всякий случай».
Ø
За один раз –
одно.
Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может
быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Ребенок
должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в
какой форме.
Ø
Наказание
не за счет достижений. Что бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не
отнимайте подаренного.
Ø
Срок давности. Лучше не
наказывать, чем наказывать запоздало. Дошкольник уже через час забудет про свою
выходку, и будет искренне недоумевать «За что?». Запоздалое наказание не
принесет пользы, а вызовет обиду, нанесет душевную травму.
Ø
Наказание
детей должно носить временный характер.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан.
Ø
Без унижения. При наказании
детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Оцениваем только
поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
Ø Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.
Нельзя
наказывать!
Когда ребенок болен (психика уязвима, реакции непредсказуемые); сразу после физической или душевной травмы; когда ребенок не справляется или у него что-то не получается, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы; когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны (нужно обязательно разобраться, чем вызван проступок, может это была оборона, кто-то подговорил и т. п.); когда мы сами не в себе, устали или огорчены своими проблемами (гнев плохой советчик).
Помните
о внушаемости!
Ругая ребенка, не утверждайте, что он
лентяй, неряха и т. д., что у него ничего не выйдет, он неисправим и т. п.
Ребенок ВЕРИТ! Оценивая, мы внушаем.
Соблюдайте
неприкосновенность личности!
Выражая неодобрение, определяйте только
поступки, не прикасайтесь к личности. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не
«ты жестокий», а «ты поступил жестоко». Выражайте свое отношение к поступку: «я
огорчена твоим поведением», «мне грустно, потому что ты обидел меня», «у меня
испортилось настроение из-за твоего поступка».