3–4 года
Линия
развития – развитие
личности:
– осознание
своей половой принадлежности;
– осознание себя во времени;
– осознание себя в обществе;
– притязание на признание;
– формирование произвольности к предметному миру.
Проблемная
линия развития – кризис
трёх лет, формирование образа Я:
–
негативизм;
– упрямство;
– капризы при обособлении от взрослого.
Рекомендации:
- Выстраивать деятельность
ребёнка в соответствии с его полом (“Ведь ты мальчик, а мальчики и мужчины
всегда уступают девочкам”).
- Не ругать ребёнка за
погрешности, связанные с туалетом (мокрые штанишки, лужа рядом с горшком),
а терпеливо и настойчиво объяснять, как и что нужно
делать.
- Предлагать рассматривать фото
ребёнка в младенчестве, раннем возрасте и проговаривать моменты
сегодняшних достижений (“Когда ты был вот такой, ты совсем не умел есть из
тарелки, я кормила тебя из бутылочки через соску”; “Здесь ты не умел
ходить и всё время держался за меня”; “Посмотри, на этой фотографии ты в
своих первых сандаликах. Ты ещё не умел их надевать, и за тебя это делала
я” и т.д.)
- Обозначать перспективы развития
ребёнка (“Ещё чуть-чуть подрастёшь и будешь сам завязывать шапку”; “Совсем
скоро ты сам научишься убирать игрушки, правильно держать ложку, просить о
помощи друга” и т.д.)
- Поощрять дружеское отношение к
другим детям, хвалить за то, что ребёнок делится игрушками, учить вежливо
просить что-то у других, благодарить.
- Ни в коем случае не оставлять
без внимания отрицательное, негативное отношение к другим, пытаться
анализировать с ребёнком плохие поступки, объяснять, что ребёнок
иногда бывает не прав.
- Воспитывать ребёнка на примерах
положительных поступков литературных героев.
- Замечать и одобрять малейшие
достижения ребёнка (научился сам застёгивать сандалии, куртку и т.д.,
научился убирать за собою игрушки, помог брату или бабушке, рассказал
стихотворение и т.д.)
- Терпеливо относиться к
проявлениям кризиса 3-х лет (негативизм, упрямство, капризы), объяснять
ребёнку, как лучше что-то сделать, не ущемляя его стремления к
самостоятельности. В тоже время контролировать его действия и поступки
(“Хорошо, ты сам польёшь цветок, но я обязательно потом проверю, как ты с
этим справился”; “Помой посуду сам, но не забудь её хорошо сполоснуть,
так, чтобы не осталось пены” и т.д.)
- Эмоционально всегда
поддерживать ребёнка, быть его другом и помощником.