Такое нередко встречается в песочнице, в детском
саду, школе. В нашем обществе пока, к сожалению, не принято с уважением
относиться к детям, не важно, свои это или чужие. От такого агрессивного напора
чужого взрослого теряется не только ребенок, но, порой и родители, не зная, что
делать. Давайте посмотрим, как можно повести себя в подобной ситуации, потому
что для ребенка крайне важно, как прореагирует его родитель.
1.
Ребенок перед взрослым беззащитен. Но когда это близкий взрослый, то у ребенка
есть опора в виде хороших отношений с ним. Поэтому замечания и наставления со
стороны близкого воспринимаются ребенком по большей части нормально, поскольку
это безопасно для него. Но когда на ребенка ругается чужой взрослый – это его
пугает, потому что силы очевидно не равны, власть у взрослого, безопасности
нет.
2. Для того, чтобы сын почувствовал себя в
безопасности, мама в первую очередь физически загораживает своего ребенка от
женщины, которая воспринимается им как угроза. Так ребенок будет чувствовать
себя под защитой. Затем мама выравнивает ситуацию, инициируя разговор «по
горизонтали» взрослый-взрослый. Мама помнит, что дети находятся рядом и сейчас
они увидят модель поведения в конфликтной ситуации. Поэтому, мама демонстрирует
уважение к оппоненту и сначала здоровается, затем представляется и спрашивает
имя. Благодаря знакомству разговор будет более персональным.
3.
Мама уважительно относится к сыну, поэтому присаживается, чтобы быть с ним на одном уровне. Мама
понимает, что ее ребенку пришлось не сладко, что он хороший мальчик и у него не
было злого умысла. Поэтому она жестом, выражением лица, своим обращением
показывает сыну свое понимание его, расположение к нему и поддержку. При этом
мама однозначно проводит границу «свое-чужое».
4.
Саша, пусть и не специально, но все таки нарушил границы Леши и Светланы, взяв
Лешину игрушку. Поэтому, мама приносит свои извинения. Мама также понимает, что
дети ходят в одну группу в детском саду и недоразумения могут повторяться.
Поэтому мама договаривается со Светланой о том, как действовать в будущем.
Важно, что Саша это слышит. Так он будет ощущать себя более защищенным. Опыт
защищенности способствует укреплению чувства собственной ценности и значимости.
Мамина защита как бы сообщает ребенку «ты важный и ценный, поэтому я не
разрешаю обращаться с тобой плохо».
5.
У ребенка не было злого умысла, когда он брал чужую машинку. Скорее это можно
расценить как ошибку. Поэтому здесь не идет речь о каком-либо порицании. Кроме
того, Саше пришлось выдержать испытание, когда его отчитывала чужая женщина.
Сашиной маме хочется сына как-то особенно поддержать и она находит такой способ
– подарить такую же машинку на праздник.
6.
Мы не анализируем ситуацию, когда ребенок еще переживает случившееся. Потому
что так он может почувствовать себя одиноким, не понятым и замкнуться, отвечая
формально. Когда же все неурядицы позади и душевное равновесие восстановлено,
тогда появляется возможность проанализировать, что случилось и что к этому
привело. Так, ребенок сможет извлечь полезный опыт из сложившейся ситуации и
научиться, чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение. При этом мама
не рассказывает сыну как надо, а интересуется, какой логикой руководствовался
ребенок. Это даст ей информацию о «белых пятнах» малыша. В дальнейшем мама
может уделить этому особое внимание, чтобы сын лучше ориентировался. Наводящие
мамины вопросы помогают ребенку самому найти верное решение в проблемной ситуации.
Такой подход помогает ребенку почувствовать себя более компетентным и в сложной
ситуации опираться на себя, особенно, когда он не может у кого-то спросить,
чтобы в дальнейшем не попадать в подобное положение.